07:48 Армяне-халкидониты | |
[править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июля 2016; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июля 2016; проверки требуют 17 правок. Перейти к: навигация, поиск Армя́не-халкидо́нцы, также армя́не-халкидони́ты (арм. Հայ քաղկեդոնացիներ), также ца́ты (греч. τζάτοι)[1] — армяне, верующие греко-православных или римо-католической церквей, то есть исповедующие богословие Халкидонского собора[2]. Содержание [скрыть] 1 История 2 Культура 3 Распространение 4 См. также 5 Ссылки 6 Примечания 7 Литература 7.1 PDF-файлы История[править | править вики-текст] В V веке, по причине порожденных Халкидонским собором противоречий, Вселенская церковь была разделена на две противоборствующих партии. С одной стороны, это были халкидониты, то есть сторонники Халкидонского собора, с другой антихалкидониты, то есть противники собора и его вероопределения. Халкидониты исповедовали богословие двух природ во Христе (диофизитство), а антихалкидониты оставались верными дохалкидонскому богословию, освященному на Эфесском Вселенском соборе, исповедуя единую природу Богочеловека (миафизитство). Последовательной сторонницей дохалкидонского (миафизитского) богословия была Армянская апостольская церковь, почему армяне, в большинстве своем, были антихалкидонитами. Однако, множество армян проживало вне канонической территории ААЦ в диаспоре и на армянских территориях, исторически, с дохристианских времен подвластных Римской империи. К таковым территориям, прежде всего, относятся Малая Армения и Каппадокия[источник не указан 2064 дня], где всегда существовали епархии церкви Византии, объединенные в Кесарийскую митрополию, впоследствии включенную в Константинопольский патриархат. Естественно, что армяне этих регионов, как подданные империи, формально или осознанно были прихожанами халкидонитских приходов. Кроме этого, на территориях самой Армении, периодически входивших в состав Византийской империи вследствие её инкорпорации, проводилась добровольная или насильственная халкидонизация армянского населения. Наибольшего масштаба это достигло во времена императора Маврикия (ок. 539—602), которому в благодарность за помощь шахиншах Хосров I передал значительную часть Армении и половину Грузии. Существовало мнение, что на этих территориях духовенство ААЦ подверглось вытеснению и вынужденно было переместиться на территории Армении, остававшиеся под властью Персии. Для закрепления византийского влияния в Армении Маврикий признал армянский католикосат в Аване. Первым и последним непризнаваемым сейчас армянским католикосом был Иоанн, который при изгнании византийцев из персидской Восточной Армении, попал в плен к персам и умер в заточении. Согласно новому мнению, Иоанн Аванский был халкидонитом и его новосозданная церковь была халкидонитской [3]. Однако, академик Р. Бартикян, на основании древних свидетельств убедительно доказал, что Иоанн был и остался в "армянской вере", т.е. нехалкидонитом, и что его церковная юрисдикция не была халкидонитской и даже не была в унии с халкидонитами, но была создана Маврикием ради раскола ААЦ и отрыва армян-нехалкидонитов от Двинского католикоса на византийских территориях[4]. Первая уния с халкидонитами была заключена только католикосом Езром уже после смерти Маврикия, но и в унии церковь не была халкидонитской, поскольку, в отличие от армян-халкидонитов, сохраняла не только армянский обряд, но и самобытную христологию. Позже, с падением Византии, в связи с установлением в османской Турции системы милетов и ограничением власти греческого Константинопольского патриарха пределами православной общины с обязательным богослужением на греческом языке, основная часть армян-халкидонитов, не ассимилированных греками, ради сохранения армянского обряда перешла в лоно Армянской церкви, вместе с прежними приверженцами ААЦ образовав единый Константинопольский патриархат ААЦ, а часть перешла под власть римского папы, в XVIII веке образовав Армянскую католическую церковь. В районах Армении, граничивших с Грузией, православные армяне попадали в каноническое подчинение Грузинской Православной Церкви — Православная энциклопедия, Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, т. III, М. 2001, ст. 326 Нашествие тюрок-сельджуков во 2-й пол. XI в., положившее конец присутствию Византии в Армении, вынудило общины А.-х. постепенно перейти под властью Грузинского Католикосата, и в XIII в. их епископские кафедры воспринимались уже как "грузинские". — Православная энциклопедия, Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, т. III, М. 2001, ст. 327 В XVII веке насильственному окатоличиванию подверглась восточноевропейская армянская диаспора. Крупная община Армянской апостольской церкви с духовным центром во Львове, сформировавшаяся и окрепшая под польским владычеством, как и другие православные общины Западной Украины, была принуждена к унии. К середине XX века армяне-халкидониты Западной Украины были практически полностью ассимилированы местным католическим населением, и при антирелигиозной политике в СССР перестали существовать как религиозная община. При возрождении Украинской епархии ААЦ Львовский армянский собор был возвращен Армянской церкви. Культура[править | править вики-текст] Армяно-халкедонитский монастырь Ошкванк Впервые научную разработку темы халкидонизма у армян и их места в восточно-христианских церквях предпринял в конце XIX - начале XX века Николай Марр. Он собрал все доступные сведения, привлекая новые источники, данные эпиграфики и археологии,выделил ряд основных этапов истории армян-халкидонцев. Не пытаясь проследить детали, учёный отметил, что ни халкидонитство, ни антихалкидонитство среди армян не ограничивалось признанием или отрицанием решений Халкидонского Собора. Халкидонизм среди византийских и грузинских армян был, согласно Н. Марру «живучим, прогрессивным религиозно-культурным движением, одно время весьма плодотворным в деле подъема национальной умственной жизни армян.» Большое число его работ посвящены памятникам армян-халкидонитов, которые были переведены с армянского на грузинский язык. О переводческой деятельности армян-халкидонитов (на арм. с груз. и греч. языков, как с миссионерскими целями, так и для единоверцев) писали такие учёные, как Нерсес Акинян, Илья Абуладзе, Паруйр Мурадян. Отдельным представителям армян-халкидонитов из аристократических кругов обществава посвящены очерки Н. Г. Адонца, А. П. Каждана, Э. Л. Даниеляна, Р. М. Бартикяна. В ряде работ В. А. Арутюновой-Фиданян рассмотрены исторические судьбы этой группы, оказавшейся в X-XI веках в сфере политических интересов православных Византии, Грузии, Новгорода, Ростовского княжества, владимиро-суздальских земель в целом, армяно-халкидонитских общин Волжской Болгарии, специфические черты армян-халкидонитов, обусловленные их принадлежностью к «имперской ортодоксии» ромеев, и определившие линию их поведения, в частности их присутствие в составе византийской администрации в восстановленных провинциях империи, где традиционно основным населением были армяне, их контроль над волжским торговым путём, неслучайность приглашения армянами-халкидонитами Грузии Юрия, сына Андрея Боголюбского, для замужества царицы Тамар и неслучайность направлений его походов и завоевания им Двина. Древнее почитание в ААЦ Бориса и Глеба и т. д. могли возникнуть только благодаря возвращению части связанных с Русью армян-халкидонитов в ААЦ.[5] Распространение[править | править вики-текст] До геноцида армян в Турции, армяне-халкидониты в основном жили в Западной Армении. По словам патриарха Константинопольского Варфоломея армяно-ромеи были в их церковной юрисдикции имея своего архиепископа до геноцида армян и обмена населениями (1923-24 гг.) между турками и греками, когда огромное количество армян-халкидонитов переехало в греческие территории и в греч. общины Константинополя (как приверженцы греч. церкви и культуры), пройдя полную культурную ассимиляцию. По его утверждениям и теперь, если побывать в Стамбуле, то можно разглядеть в греч. епископах, клириках и просто их пастве ярко-выраженных армян. Известна ксерокопия армяно-халкидонитского "Требника" - "Маштоц", "составленный по чину ромеев" и названный Евхолоион. Этот требник был создан при содействии одного знатного Акнийского армянина-халкидонита Анастасия, и по благословению армяно-халкидонитского архиепископа Карапета и патриарха константинопольского Агафангела в 1830 г., так говорится в письме от того же года патриарха Агафангела в обращении к его армянской пастве. Например, до начала 14 века население бывшей византийской фемы Тарон все еще оставалось православным. Известны попытки открыть армяно-халкидонитский приход в грузинской патриархии. К этой деятельности были привлечены несколько человек. Шли переговоры, собирали армяно-халкидонитсую литературу, писали иконы, догматику и переводили Литургию на древнеармянский язык. Армяне-халкидониты существуют и сегодня. Это армяне по тем или иным обстоятельствам или личным предпочтениям воцерковленные в поместных церквях греко-византийской традиции, в частности в РПЦ. В России их по некоторым подсчетам около 130 тысяч, они рассеяны по разным епархиям, среди русского священства немало армян, среди них и епископ Балтийский Серафим (Мелконян), викарий Калиниградской епархии. 20 ноября 2016 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве в ходе празднования 70-летия Патриарха Кирилла «за усердное служение Церкви Божией в Калининградской епархии» был возведён им в сан архиепископа. Много армян-халкидонитов и в Греции,и т.д. И все они себя пока ещё осознают армянами. Армянами-халкидонитами Грузии написаны иконы, это иконы св. Нерсеса Великого (+384), св. Марии Новой (+903) и св. Феодора Гавраса (+1098), они исполнены в древних иконографических традициях с монограммами на двух языках - армянском и греческом. Существует Армянская католическая церковь. Халкидонитской армянской церкви византийской традиции не существует, но и исторически армяне-халкидониты образовывали только сохранявшие Армянский обряд приходы церквей византийской традиции, которые в Османской империи прекратили существование из-за запрета православного богослужения на иных языках, кроме греческого. Сейчас есть отдельные общины армян-халкидонитов византийской традиции (армян-ромеев) в Греции и Грузии. Открыт сайт армян-ромеев http://www.armenobyzans.info (функционировал до 2015 года). Как правило, ромеями армяне становятся в диаспоре, на канонических территориях Православных церквей византийской традиции (например в России), в местах, где нет приходов Армянской апостольской церкви. Однако, существует значительное число армян, обрусевших и имеющих в родстве русских, считающих себя носителями русской культуры, в связи с чем сознательно состоящих в Русской православной церкви. Так в недавно восстановленном ереванском Покровском храме РПЦ священниками служат обрусевшие армяне, и часть паствы также состоит из армян. См. также[править | править вики-текст] Армяне в Византии Список византийских императоров армянского происхождения Максим Исповедник Иоанн VII (патриарх Константинопольский) Фотий I (патриарх Константинопольский) Григорий Пакуриан Адрианопольское Евангелие Ссылки[править | править вики-текст] Журнал «Византийское наследство» Византийская империя и место в ней армян-халкидонитов Халкидонитские храмы Армении http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=101&start=1 Примечания[править | править вики-текст] ↑ Р.М. Бартикян. гл. II Гаврасы Малой Азии и Западной Армении (XI—XIII вв.).Еще раз о цатах (армянах-халкедонитах). О византийской аристократической семье Гаврас. Историко-филологическим журнал, № 4 pp. 181-193. ISSN 0135-0536 (1987). Проверено 20 июня 2012. Архивировано 29 июня 2012 года. ↑ АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ ↑ Епископ Езник Петросян «История Армянской Церкви» ↑ P.M. Бартикян. [http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2979/2/adsv-37-05.pdf ПО ПОВОД У КНИГ И В.А. АРУТЮНОВОЙ-ФИДАНЯН «ПОВЕСТВОВАНИЕ О ДЕЛАХ АРМЯНСКИХ . V II ВЕК. ИСТОЧНИК И ВРЕМЯ»]. ↑ В. А. Арутюнова-Фиданян Православные армяне в Северо-Восточной Руси [история Церкви] Литература[править | править вики-текст] La Narratio de rebus Armeniae / Éd. crit. et comment. G. Garitte. P., 1952. Армяне-халкидониты: идентичность на стыке этноса и конфессии. Артюнова-Фиданян В.А. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, №21 (2007) PDF-файлы[править | править вики-текст] Особенности иконографии армяно-халкидонитских памятников (X–XIII вв.) [скрыть] Этноконфессиональные и этнолингвистические группы армян Религиозный признак Амшенцы (баш-амшенцы и хопе-амшенцы) • Франки • Армяне-халкидониты Языковой признак Зоки • Черкесогаи • Армяно-таты • Кыпчакоязычные армяне Портал:Армения Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Армяне-халкидониты&oldid=84872227» Категория: История АрменииСкрытые категории: Википедия:Нет источников с ноября 2011Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 дней | |
|
Всего комментариев: 0 | |