Главная » 2017 » Июль » 11 » Армянское дворянство
04:52
Армянское дворянство
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2015;
проверки требуют 23 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2015;
проверки требуют 23 правки.


Перейти к: навигация, поиск



Содержание
 [скрыть] 

1 Происхождение армянского дворянства
2 Институты и состав армянского дворянства
3 Список армянских княжеских династий поздней античности
4 Современное состояние армянского дворянства
5 Армянские дворянские титулы
6 Органы управления Древней Арменией
7 Список использованной литературы
8 Ссылки
9 Примечания

Происхождение армянского дворянства[править | править вики-текст]

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

Проверить нейтральность.
На странице обсуждения должны быть подробности.

История армянского дворянства уходят корнями в родоплеменную формацию, когда протоармянские племена, отделившиеся от древнеарийской общности, выделяли из своей среды вождей для управления своим обществом, защиты территории и военных походов. Такими предводителями обычно становились лучшие представители родов и племён. Аристократический класс армянского общества назывался — «азат»[1], также именуемые «азнвакан» или «азнавур» (что переводится, как «благородный, благородного происхождения»)[2].
В переводе с современного армянского слово «азат» дословно означает «свободный», однако термин, по всей видимости, имеет более древнее значение и, вероятно, восходит к арийскому yazata («божественные», «имеющие божественное происхождение», «достойные поклонения»). Многие аристократические кланы, возводили своё происхождение либо к божествам армянского язычества, либо к героям-патриархам армянского народа. Например, княжеские роды Ваевуни и Мехнуни вели своё происхождение соответственно от Ваагна и Михра — божеств огня, войны и небесного света, справедливости. Род Арцруни считал своим предком Санасара, отца эпического Мгера из Сасна Црер, то есть того же древнеармянского божества Михра. Целая плеяда аристократических родов Армении считала своим общим прямым первопредком Айка Наапета, патриарха-родоначальника армянского народа, эпитетом которого был «дюцазн», то есть «происходящий из дицов», «отпрыск божеств». Согласно традиции, от праотца Айка и его потомков произошли княжеские роды Хорхоруни, Бзнуни, Мандакуни, Манавазян, Ангехеа (Ангех тун), Варажнуни, Востаникян (Останикиан), Апахуни, Арран тун и другие.
В разное время упоминаются различное количество армянских аристократических родов. Иногда речь идёт о девяноста родах, иногда их число доходит до трёхсот. Со временем число собственно аристократических фамилий менялось.
Армянская аристократия, как особый социальный институт, возможно, появилась уже ко времени заката государства Урарту. Роды Рштуни, Мокац, Арцруни и некоторые другие могли произойти от имён племенных вождей ещё в урартское время. Другие роды — скажем, Мамиконян, Аравелян,- были возведены в дворянское сословие специальными указами армянских царей за определённые заслуги перед двором или перед Арменией. Хотя в большинстве своём армянская аристократия состояла из собственно армянских фамилий, однако исторические хроники свидетельствуют и о значительном иноземном вливании в дворянское сословие.
В подавляющем большинстве иноземные роды имели арийское (индоевропейское) происхождение; это были в основном иранцы, аланы, греки и римляне. Особо значителен был иранский аристократический элемент; многие армянские дворянские фамилии либо были связаны с аристократическими родами Ирана, либо вовсе имели иранское (персидское, парфянское и т. п.) происхождение. К последним принадлежали знаменитые роды Аршакуни, Арташесиан, Пахлавуни и другие. Примерами родов, имевших не армянское, но арийское происхождение являются Аравелян (аланы) и Ропсян (римляне). Неарийский элемент никогда не был значителен в армянской дворянской среде и чаще всего имеет позднее происхождение. Например, Мамиконяны ведут своё происхождение от выходца из Маньчжурии Мамгона, который за свои услуги получил дворянский титул от одного из армянских царей. Некоторые христианские историки имеют тенденцию возводить часть армянских аристократических родов к ближневосточным корням. Например, Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» возводит родословную своего мецената, князя Багратуни, к неармянским ближневосточным корням. Однако данные историографии указывают о существовании рода Багратуни с древнейших времён, и речь идёт именно о коренных жителях Армении. Лингвистический анализ также подтверждает, что имя Багарат скорее всего имеет арийское происхождение: от bhag = бог и arat = обильный, дословно «богообильный». Любопытно, что и сам князь Багратуни отверг версию Хоренаци.
Институты и состав армянского дворянства[править | править вики-текст]
Армянская аристократия всегда была важной составной частью армянского общества. Среди прочего, об этом свидетельствует и смысловая эволюция термина «нахарар» (naharar). Первоначально этот термин использовался для обозначения наследственных правителей области, но именно в значении «правитель», «начальник области». Тот же титул мог означать также и особо почётную службу (нахарарство) при царском дворе. Примерами подобных наследственных служб-нахарарств были аспетутюн (венцевозложение, традиционно принадлежавшее роду Багратуни), спарапетутюн (верховное командование армянской армией, традиционно принадлежавшее роду Мамиконян), азарапетутюн (финансовая и налоговая службы двора, прерогатива родов Гнуни и Аматуни), и малхазутюн (царская охрана, прерогатива рода Хорхоруни). Однако в ходе наследственного закрепления гаваров или определённых придворных служб за тем или иным дворянским родом, термин «нахарар» изменил своё первоначальное значение и стал обозначать «аристократа», «дворянина». Соответственно и аристократические роды стали именоваться «нахарарскими родами» или «нахарарствами» . Наряду с данной версией, существует и другая версия интерпретации термина naharar, основанная на значениях слов «nah» и «arar», то есть «первосозданные», «первородные».
Смысловая эволюция термина «нахарар» происходила параллельно с наследственным закреплением за родами гаваров Великой Армении. Например, гавар Великий Албак традиционно был наследственной вотчиной нахарарского рода Арцруни, гавар Тарон — вотчиной рода Слкуни, гавар Рштуник — соответственно, вотчиной рода Рштуни и т. д. Наряду с этим, появляется традиционная родовая символика, которая в большинстве своём уходит корнями в древнейшие родоплеменные верования и тотемы армянских кланов. Хотя данные по армянской геральдике весьма скудны, но достоверно известно, что наиболее распространёнными символами были орёл, лев и горный баран. Так на гербе династии Арташесян были изображены орлы и символ солнца. Символом нахараров Багратуни был орёл, держащий в когтях овцу. Династический герб киликийского королевского дома Лусинянов (Лузиньянов) отражал западноевропейское геральдическое влияние и состоял из красных львов и крестов на жёлто-синем фоне щита.
Нахарарские фамилии древней Армении записывались в так называемые «Гахнамаки» и «Зоранамаки» — официальные грамоты, которые перечисляли роды в зависимости от критериев почёта и значимости. Разница между «Гахнамаком» и «Зоранамаком» состояла в критериях, по которым устанавливалась степень почётности того или иного рода. «Зоранамак» основывался на сугубо военной мощи того или иного рода — количестве конных и пеших войск, ответственности по защите северных, восточных, южных или западных рубежей Армении, а также количестве воинской силы, которую предоставлял определённый род в распоряжение царя Великой Армении в случае военных действий. В отличие от «Зоранамака», «Гахнамак» составлялся на основе политико-экономической значимости родов: обширности их владений, богатстве, связях и влиянии на царский двор и т. п.
С «Гахнамаками» и «Зоранамаками» связаны два других понятия армянской аристократии — «бардз» (bardz) и «патив» (patiw). «Бардз» дословно означает «подушка»; это место, которое занимал предводитель рода за царским столом, будь то во время совета или во время празднеств. Во время застолий родоначальники восседали на специальных подушках — отсюда и название. «Бардзы» (места за столом, но фактически и соответствующее положение знати при царском дворе) распределялись в зависимости от «патива», то есть «достоинства», «чести», «почёта» рода. Последнее, видимо, и закреплялось в «Гахнамаках» и «Зоранамаках».
Сословие азатов-нахараров имело внутрисословное деление. Во главе дворянской пирамиды стоял царь — арка (arqa). Само слово arqa происходит от общеарийского корня, сохранившегося в аналогах правителей в других индоевропейских языках: arxatos (греческ.), rex (латинск.), raja (индоарийск.), roi (французск.).
Сыновья царя, то есть принцы, назывались сепухами (sepuh). Особую роль занимал старший наследный принц, который именовался аваг сепухом (awag sepuh). В случае кончины царя и при отсутствии каких-либо особых оговорок касательно престолонаследия, именно аваг сепух автоматически наследовал престол отца.
Вторым по значимости после царя были бдешхи. Бдешх (bdeshx) — это правитель большой приграничной области Великой Армении. Бдешхи по сути были полновластными правителями приграничных областей, вице-королями (-царями), и по своим привилегиям лишь незначительно уступали царю страны. Они имели свой двор, армию, взимали налоги и пошлины и даже имели право чеканить монету.
На третьей ступени аристократического сословия после царя и бдешхов были собственно князья. Князь (ishxan) имел свою вотчину (hayreniq) и резиденцию (dastakert) . Во главе княжеского рода (клана) стоял танутер (tanuter). Само слово «род» или «клан» передавались разными, но близкими по значению словами — tohm и tun. Соответственно, танутер означало «глава клана», «глава рода», «родовладыка».
Во главе всего аристократического сословия стоял великий князь — metz ishxan или ishxanac ishxan, также называемый в некоторых источниках мецамец (metzametz). Он считался предводителем дворянства и имел особые привилегии и обязанности. Например, в случае кончины царя и отсутствии наследников-сепухов, великий князь должен был временно выполнять обязанности царя, пока не решатся вопросы престолонаследия. Однако в действительности вопросы престолонаследия решались заранее или же посредством междоусобных войн.
Таким образом, пирамида дворянского сословия Великой Армении выглядела следующим образом:

Arqa
Bdeshx
Ishxan

Она, однако, отражает традицию именно Великой Армении, и то в ранний период её истории. Разумеется, со временем структура дворянства менялась, отражая особенности той или иной армянской территории, исторического этапа в развитии или специфику социальных отношений. Например, в средневековье в Киликийской Армении названия и состав дворянства претерпели некоторые изменения.
Великая Армения

Arqa
Bdeshx
Ishxanac Ishxan (или Metz Ishxan)
Ishxan

Герб династии Хетумидов

Киликийская Армения

Thagawor или Inqnakal
Bdeshx
Paronac Paron (или Metz Paron)
Paron

В Киликийской Армении появились также перенятые из Европы тонкости деления дворянского сословия, такие как «парон» (барон), «тэр» или «синьор» (сеньор), «бердатер» (владыки крепостей) и т. п. . В Киликии также появились рыцари, которые тоже причислялись к дворянскому сословию. Сами рыцари — dziawor и hetzelwor — чаще всего, хотя и не всегда, происходили из паронов.
Изменились также некоторые внешние атрибуты, скажем, если в Великой Армении при обращении к дворянину было принято использовать слова «тиар» (tiar) или «тэр» (ter), то в Киликийской Армении наряду с этими обращались также словом «парон» (отсюда и современное армянское «господин»).
В позднесредневековой Армении и в новое время в различных провинциях-наангах страны использовались различные деления и титулы для дворянского сословия. Скажем, в Арцахе периода Хамсы («Пятикняжества») титулу «ишхана» соответствовал «мелик» . Ниже меликов (хотя иногда и попеременно с ним) использовался титул арюрапет или юзбаши (буквально, «сотник»). А с вхождением восточной Армении (Карабаха, Эриванской и Карсской областей) в состав Российской империи среди армянского дворянства распространяются титулы, обычаи и социальные институты российского дворянского сословия.
Список армянских княжеских династий поздней античности[править | править вики-текст]
Здесь (возможно неполный) список армянских дворянских родов эпохи Аршакидов. Жирным шрифтом выделены роды носившие титул царя (до создания или после падения царства Аршакидов). Список составлен на основе Зоранамака.

[показать]Название рода
Происхождение, согласно
Кириллу Туманову
Происхождение, согласно
Мовсесу Хоренаци
Кол. конницы
в царской армии[3]
должность/титул

Абелян
Камсаракан[4]
от некоего Абела[5]
300
нахарар

Абраамян
-
-
100
нахарар

Авацаци
-
-
200
нахарар

Айценакан
-
-
100
нахарар

Акацаци
-
-
50
нахарар

Акеаци
-
местное[6]
300
нахарар

Алдзнеаци
-
ассирийское, от Сенекерима[7]
4000
бдешх

Амаскуни
-
-
200
нахарар

Аматуни
мидийское или маннейское[8]
маннейское-еврейское [9]
200
нахарар

Англы
-
от Хайкида Торка Ангела[10]
3400
бдешх, хранитель царских
гробниц и сокровищ[11]

Андзеваци
кардухи-мидийское[12]
местное[6]
500
нахарар

Апахуни
урартское[13]
Хайкиды[14]
1000
нахарар

Аравелян
аланское[15]
аланское, от царицы Сатеник[16]
500
нахарар

Арташесян
-
парфянское, Аршакиды,от Арташеса,внука парфянина Валаршака
300
нахарар

Аравенян
Ервандиды[15]
от Хайкида Вахагна[17]
300
нахарар

Арцруни
Ервандиды[18]
ассирийское, от Сенехерима[19]
1000
нахарар

Аршакуни
парфянское, Аршакиды
-
40000
царь

Асчшнян
-
-
50
нахарар

Ашоцяны
парфянское, Михраниды [20]
от Хайкида Гушара[21]
500
нахарар

Ашхадарян
-
-
100
нахарар

Багратуни
Ервандиды[22]
иудейское, от принца Шамбата [23]
1500
аспет, коронующий царя

Богуни
-
-
100
нахарар

Бакан
-
-
50
нахарар

Басенаци
урартское[24]
-
600
нахарар

Бзнуни
урартское[25], от принца Биаса[26]
от Хайкида База[27]
3000
нахарар

Бохаеци
-
-
300
нахарар

Бужуни
-
-
200
нахарар

Ванандаци
-
от булгара Влндура Вунда[28]
1000
нахарар

Вахевуни
Ервандиды[29]
от Хайкида Вахагна[17]
1000
нахарар

Варажнуни
-
от Хайкида Ваража, потомка Гелама[30]
300
нахарар

Варазартикян
-
-
100
нахарар

Вардзаруни
-
-
200
нахарар

Варжнунян
-
-
100
нахарар

Варнуни
-
-
50
нахарар

Вижануни
-
-
50
нахарар

Габелян
Камсаракан[4]
от некоего Габала[5]
300
управляющий царскими
хранилищами[5]

Гардманцы
-
от Хайкида Арана[31]
1000
нахарар

Гзрикян
-
-
50
нахарар

Гзчуни
-
-
50
нахарар

Гнтуни
ханаанское[32]
ханаанское[33]
300
управляющий царской
гардеробной[32][33]

Гнуни
Ервандиды[34]
ассирийское, от Сенехерима[19]
500
сенекал, старший дворецкий[35],
управляющий погребами[36]

Голтнецы
Багратуни[37]
от Хайкида Сисака[38]
500
нахарар

Григоряны
парфянское, Сурениды[39]
парфянское, Сурениды[40]
-
католикос

Гугараци
-
от Митрдата Киосского[41]
4500
бдешх

Гукан
-
-
50
нахарар

Димаксян
-
некий Нерсес, сын Гисака[42]
300
нахарар

Дзюнакан
Камсаракан[43]
-
300
управляющий летними
дворцами царя[43][44]

Енцайаци (Енцаки)
Мардпетакан[45]
-
4000
нахарар

Еруандуни
Ервандиды[46]
-
300
нахарар

Зандалан
-
-
50
нахарар

Зарехаванян
Ервандуни-Арцруни [47]
от Хайкида Зареха, потомка Вахагна[48]
300
нахарар

Каджберуни
каскайское[49]
-
100
нахарар

Кадмяны
-
от Хайкида Кадмоса[50][51]
13200
нахарар

Камсаракан
Карин-Пахлевиды[52]
Карин-Пахлевиды[40]
600
нахарар

Каспеци
-
-
3000
нахарар

Кичан
-
-
50
нахарар

Кордваци
-
местное[6]
1000
нахарар

Кчруни
-
-
50
нахарар

Мазазаци
-
-
500
нахарар

Мамиконян
местное, тайское[53]
китайское[54]
1000
спарапет, верховный
главнокомандующий войском

Манауазян
урартское[55], от царя Менуаса[26]
от Хайкида Манауаза[27]
1000
нахарар

Мандакуни
маннейское, народ Манда[56]
от некоего храбреца Миандака[57]
300
нахарар

Мардпетакан
мидийско-маннейское[58]
Хайкиды[59]
-
евнух, управляющий
царским двором[58]

Мехнуни
-
-
100
нахарар

Мокаци
-
местное[6]
1000
нахарар

Мурацян
-
мидийское, от Аждахака[60]
300
нахарар

Ордуни
урартское[24]
от Хайкида База[27]
700
нахарар

Палуни
-
-
300
нахарар

Патспатуни
-
-
50
нахарар

Рштуни
урартское, от царя Руша[61]
от Хайкида Сисака[38]
1000
нахарар

Ропсян
армяно-римское[62]
армяно-римское[63]
100
нахарар

Сааруни
-
-
300
нахарар

Сагратуни
-
-
100
нахарар

Содаци
-
-
50
нахарар

Сюни (Сисакян)
-
от Хайкида Сисака[64]
19400
нахарар

Слкуни
маннейское, народ Сала[65]
от некоего храбреца Слака[57]
300
нахарар

Спандуни
Камсаракан[66]
-
300
управляющий мясобойнями[44]

Тайгрян
-
-
50
нахарар

Тамбараци
-
-
100
нахарар

Трпатуни
-
-
100
нахарар

Труни
-
от некоего Тура[67]
300
нахарар

Утиаци
-
от Хайкида Арана[31]
1000
нахарар

Хабужян
-
-
100
нахарар

Хавнуни
Камсаракан[68]
-
300
управляющий охотой и
ловчими птицами[44]

Хамастунян
-
-
100
нахарар

Хорхоруни
хурритское[69]
от Хайкида Хора[70]
1000
малхаз, начальник охраны
царя[69]

Цавдейцы
-
от Хайкида Арана[31]
1000
нахарар

Цохкепан
-
-
100
нахарар

Цопаци
-
-
1000
бдешх

Современное состояние армянского дворянства[править | править вики-текст]
История армянского дворянства, как и история армянского народа, полна драматизма. Иногда, во время междоусобных войн, истреблялись целые роды. Многие аристократические роды погибли во время войн с иноземными захватчиками — арабами и тюрками. Последние, осознавая, что армянское государство держится на аристократии, вели активную политику на уничтожение армянского дворянства. Так, в 705 году арабский остикан (наместник) Армении обманом пригласил в Нахичеван около восьмисот армянских дворянских родов вместе с сопровождающей охраной якобы для переговоров и всех уничтожил. Несмотря на это, некоторые дворянские роды пережили эту трагедию и продолжили своё существование. Часть потомков армянского дворянства добилась высоких чинов при иноземных королевских дворах. Так потомки армянских Арцруни стали влиятельными вельможами при грузинском дворе, а грузинская ветвь армянских нахараров Багратуни взошла на престол и стала правящим домом в Грузии (см. Багратионы). Целая плеяда армян по происхождению наследственно управляла византийским престолом (см. Македонская династия и Комнины). В результате династических браков, потомки армянского королевского рода Лусинянов (Лузиньянов), правивших в Киликии и на Кипре, слились с представителями западноевропейской королевской династии Савой (Савуа), правившей в Италии. Другие же потомки нахарарских родов дали начало средневековым армянским дворянским династиям, таким как Закаряны, Прошяны, Кюрикяны, Орбеляны, Арцруни-Махканабердские, Торникяны и др. Последние сыграли значительную роль в освободительной борьбе армянского народа и в сохранении армянской государственности.

Герб династии Лазаревых

Особо отличились в XIII веке князья Закаряны — Закарэ и Иванэ, военно-политическая значимость и влияние которых были настолько велики, что они фактически являлись полновластными правителями Армении. Пожалуй, последние крупицы армянской государственности были сохранены полузависимыми князьями-меликами Арцаха, известными как меликства Хамсы (от арабского «пять княжеств»), вплоть до вхождения восточной Армении в состав Российской империи. Российские императоры либо признавали титулы армянских аристократов, либо сами возводили в дворянское достоинство видных деятелей армянского происхождения, при этом активно использовало потенциал армянского дворянства. В этот период выделились дворянские роды Мадатянов (Мадатовых), Лазарянов (Лазаревых), Бейбутовых (Бебутовы), Пирумянов (Пирумовых), Лорис-Меликовых и др.
Аристократическая традиция в Армении претерпела новый удар при советской власти, когда армянское дворянство было упразднено как сословие и подверглось систематическим гонениям. Многие представители дворянства были репрессированы, сосланы в колонии и трудовые лагеря, либо вовсе расстреляны. Другие вынуждены были скрывать своё дворянское происхождение, меняя фамилии и скрывая свою родословную. Лишь немногим удалось сохранить свою семейную традицию, переселившись за пределы Армении.
С восстановлением независимости Армении были предприняты важные шаги для возрождения традиций армянской аристократии. В октябре 1992 года в Армении был создан Союз армянских дворян, который зарегистрирован при министерстве юстиции Армении как общественная неправительственная организация. Союз возглавляет Предводитель армянского дворянства, Великий Князь, доктор технических наук, академик Геворг Пирумян.
Союз насчитывает около 400 потомков и представителей дворянских сословий Армении. Членами Союза могут стать представители древних и новых армянских аристократических династий и родов, а также носители иностранных дворянских титулов, живущих в Республике Армения и за её пределами, независимо от их политических и религиозных взглядов, возраста и пола.
Основными целями Союза армянских дворян являются:

Возрождение армянского дворянства и его былой роли и значения в жизни общества и государства;
Возрождение лучших традиций армянского дворянства и восстановление принципов чести, достоинства, морали и этики дворянства;
Восстановление геральдики аристократических династий и их генеалогии;
Собрание и научное исследование архивных материалов, изучение истории армянского дворянства и отдельных династий;
Представление широким слоям населения истории армянского дворянства и аристократических династий, семей и предков через средства массовой информации и публичные лекции.

Армянские дворянские титулы[править | править вики-текст]

Армянские дворянские титулы
Управление

Спарапет
Войско

Азарапет
Экономика

Тагадир
Коронование царя

Крмапет(до 301 г.)
Католикос (после 301 г.)

Церковь

Сенекапет
Канцелярия

Мардапет
Строение зданий

Малхаз
Охрана

Неркини (евнух)
Обслуживание

Управляющий мясобойнями
Мясобойни

Летний евнух
Летнее обслуживание

Сенекал
Старший слуга

Управляющий царским погребом
Царский погреб

Управляющий царскими хранилищами
Царские хранилиища

Управляющий царской охотой
Охота

Хранитель царских гробниц и сокровищ
Сокровища

Управляющий царской гардеробной
Гардеробная

Бдешх
Пограничная область

Царь
Государство

Армянские дворянские титулы были у нахараров.Нахарары не только служили в царском дворе но и управляли ашхарами и гаварами.
У нахараров была строго-наследственная власть.
Органы управления Древней Арменией[править | править вики-текст]
Верховным органом управления в Древней Арменией был Ашхаражохов. Он образовался ещё в эпоху Аратты. Этот орган издавал законы в Армении.Это была законодательная власть.Вместе с царём этот орган решал вопросы у горы Нпат.
Список использованной литературы[править | править вики-текст]

Великий Князь Геворг Пирумян. Союз Армянских Дворян. Интервью «Васн Айутян», № 2, 2003.
Алексей Г. Сукиасян. История Киликийского армянского государства и права (XI—XIV вв.). Ереван, «Митк», 1969.
Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, «Айастан», 1990.
Ованес Драсханакертци. История Армении. Ереван, «Советакан Грох», 1984.
Рафаэл Матевосян. К вопросу о происхождении Багратидов. «Армянский Вестник», № 1-2, 2001.
Раффи. Меликства Хамсы. Ереван, «Наири», 1991.
Армянская Советская Энциклопедия. Ереван, «Айкакан Анрагитаран», 1977—1979.
Robert Bedrosian. The Turco-Mongol Invasions and the Lords of Armenia in the 13-14th Centuries. New York, Columbia University, 1979.
Рафаэл Абрамян. Армянское рыцарство (IV—VI вв.). «Армянский Вестник», № 1-2, 1999.
Ромэн Тёр-Газарян. Армяне на Византийском престоле. Электронное издание www.armenia.ru, 2003.
Александр Петросов. Львы, корона и сегодняшний день. «Ноев Ковчег», № 7 (65) Август 2003.

Ссылки[править | править вики-текст]

Официальный сайт «Союза Армянских Дворян»

Примечания[править | править вики-текст]
↑ Показывать компактно

↑ Вреж Атабекян. АРМЯНСКОЕ ДВОРЯНСТВО: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (рус.). Союз Армянских Дворян (2004). Проверено 5 сентября 2010. Архивировано 5 февраля 2012 года.

Азат — (azat, дословно — «свободный», первоначально, видимо, «божественный» от арийского yazata) Дворянин, аристократ. Термин восходит к арийскому yazata, что дословно означает «божественный», «имеющий божественное происхождение», «достойный поклонения». Иногда (в поздней истории Армении) под азатами понимали мелкое дворянство, в отличие от нахараров, представителей великокняжеских родов. См. также азнавур.

↑ Вреж Атабекян. АРМЯНСКОЕ ДВОРЯНСТВО: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (рус.). Союз Армянских Дворян (2004). Проверено 5 сентября 2010. Архивировано 5 февраля 2012 года.

Азнавур — (aznawowr) Одно из обозначений дворянина, аристократа. Этот армянский термин позже перешёл в грузинский язык в виде «азнаури», что также обозначал дворянина.

↑ все числа приведены согласно "Зоранамаку".
↑ Перейти к: 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 220

The Princes Gabelean were sovereign in the land of that name in Ayrarat, on the right bank of the middle Araxes, across the river from the Abeleans, together with whom they are frequently mentioned in the monuments. Like the Abeleans, they seem to have been a junior branch of the House of Kamsarakan.

↑ Перейти к: 1 2 3 http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 7]

Над хранилищами (назначается) некто по имени Габал, ведать обслуживанием и престолами — Абел; царь жалует им деревни, кои носят их имена, как и нахарарства — Абелеанк и Габелеанк.

↑ Перейти к: 1 2 3 4 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

Приметив (некоего) мокца, мужа из соответствующей обла­сти (Мокк), главаря водруженной мечами толпы, он учрежда­ет там нахарарство. То же самое (относится к родам) Кордваци, Андзеваци и Акеаци.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 23

Мы за­были было про Сенекерима, ибо приблизительно восемьюдесятью годами раньше царствования Навуходоносора царем Ассирии был Сенекерим, который осадил Иерусалим в дни иудейского вождя Иезекии. Он был убит своими сыновьями Адрамелеком и Санасаром, которые спаслись бегством у нас. Одного из них наш храбрый предок Скайорди поселил на юго-западе нашей страны, близ границ той же Ассирии; это был Санасар. Его потомство разрослось и умножилось и заполнило гору, называемую Симом. Впоследствии выдающиеся и главные из них, выказав верность на службе наших царей, удостоились получения сана бдеашхства этих краев.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 197

The Princes Amatuni were a Caspio-Median, or Mannaean, dynastic house from Artaz, with the city of Shawarshan (later Maku, in northeastern Vaspurakan), situated between lakes Van and Urmia (Mantiane), which subsequently ruled a State in Aragatsotn, in Ayrarat, centered in the castle of Oshakan. They were variously attributed a descent from Astyages of Media and a Hebrew descent.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 57

В дни его, говорят, прибыл из восточных краев Арийский стра­ны род Аматуни. Изначально они иудеи — происходят от некоего Мануке, у которого был сын огромного роста и силы, нареченный Самсоном согласно обычаю иудеев присваивать имена предков в надежде (на сходство с ними). И вправду, даже и теперь мож­но наблюдать это среди потомков Аматуни, людей статных, благородных и сильных и во всех отношениях достойных. Они были уведены Аршаком, первым парфянским царем, и преуспели там, в Арийской стране, достигнув высоких почестей в краю Ахматана. Часть персов называет их Мануеан, по имени предка.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

Мужа с мрачным лицом и высокого роста, грубого сложения, со сплющенным носом и свирепым взглядом глубоко посаженных глаз, потомка внука Хайка Паскама по имени Торк, прозванного Ангелеа из-за крайне безобразного вида, могучего исполина, он назначает наместником западного края. По неприглядности лица он и род его наименовывает Ангелтун.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 167

The chief, eponymous, fortress of Ingilene, and apparently of the entire March, was Angl, seemingly the Ingalawa of the Hittite records and afterwards the holy city of the Orontids and capital, under the name of Carcathiocerta, of their Sophenian kingdom. As such it housed the royal treasures and the tombs of the ancient - Orontid - kings.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 198

The Princes Andzewats'i, of the canton of the same name with the chief castle of Kangvar, southeast of Van and northwest of Ake, were possibly a branch of the ancient Medo-Carduchian Princes of Mahkert.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 199

The Princes Apahuni were sovereign in the homonymous land in the upper valley of the Arsanias, north of Van, in what was later Turuberan. The historical tradition asserts their greatness and the Haykid origin in common with the Houses of Bznuni, of Manawazean, and of Orduni, which signified the - probably royal - Urartian origin

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

После этого Валаршак утверждает нахарарство Цопк в так называемой Четвертой Армении, а также нахарарства Апахуни, Манавазеан и Бзнунакан, из родов соответствующих потомков Хайка.

↑ Перейти к: 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 199

The Princes Arawelean or Aruelean and the Princes Arawenean held territories in Ayrarat, the former being traditionally descended from the Kings of Alania (Ossetia) and the latter being, together with the Zarebawanids, a - traditionally Haykid - line of the Orontids.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 58

В его дни также и Аравелеаны, аланского племени, родствен­ники Сатиник, прибывшие вместе с нею, были возведены в (от­дельный) род и в нахарарство Армянской страны, в качестве со­родичей великой царицы.

↑ Перейти к: 1 2 http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/01.html Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 31]

Далее в песне сказывалось, что Вахагн сражался с драконами и победил их и приписывались ему некото­рые подвиги, очень похожие на Геракловы. Его потомками являются Вахуни, (потомками) младшего его сына Аравана — Аравенеаны.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 199

The Princes Artsruni formed a line of the Orontid Dynasty which was settled by the Artaxiad kings away from Sophene, on the Median border.

↑ Перейти к: 1 2 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 7

Оба эти дома — Арцруни и Гнуни — происходят от отпрысков Сенекерима.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 185-192
↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

Но Валаршак утвердил за отпрысками Гушара Хайкида также княжество Ашоцк и владение Таширк.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 199

The Princes Bagratuni (the Bagratids) were a separate line of the Orontids .

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 22

И он, говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими поче­стями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда.

↑ Перейти к: 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 218-219

The Princes Orduni or Uorduni were sovereign at Uordoru in Phasiane, in the upper valley of the Araxes, in Ayrarat. They were traditionally ascribed the Haykid origin in common with the Bznunis and the other Urartian dynasties. Manag of Phasiane, who took part in the royal campaign against the Vitaxa of Arzanene sometime between 337 and 342, must have belonged to this house.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 216

The Princes Bznuni were the dynasts of the homonymous land on the north shore of lake Van to whom the historical tradition ascribes the Haykid origin in common with the Houses of Apahuni, Manawazean, and Orduni, which in this case signifies Urartian - probably royal - origin.

↑ Перейти к: 1 2 [1]Robert H. Hewsen, "The Primary History of Armenia": An Examination of the Validity of an Immemorially: History in Africa,Vol. 2, 1975, p. 93

Moses makes Manavaz the younger son of Armenak and a brother of Armais, but he is almost certainly an historical memory of the Urartian ruler Menuas (ca. 810-ca. 786 B.C.). Baz, the son of Manavaz, can be recognized in the Urartian prince Bias, a contemporary of Argisti cited in a Urartian inscription.

↑ Перейти к: 1 2 3 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 12

Из них Манаваз наследует Харк, а сын его Баз — северо-западное побережье соленого озера и нарекает по своему имени как область, так и озеро. Говорят, что от них про­изошли родовладычества, именуемые Манавазеан, Бзнуни и Ордуни.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 6

Затем, отправив и западных жителей, он спускается к зеленым лугам близ удела Шара, которые древ­ние именовали Безлесным или Верхним Басеаном, а впоследствии из-за колонистов булгара Влндура Вунда, поселившихся там, были названы по его имени Ванандом.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 215

The Princes Vahewuni or Vahuni were traditionally descended from the Haykid Vahagn, the Heracles of Armenian paganism, and reigned as High Priests of pre-Christian Armenia. Their connection with the Orontid temple of the Sun and of the Moon at Armawir and the origin in common with the Araweneans and the Zarehawanids, remembered in the historical tradition, must indicate their Orontid origin.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 12

Впоследствии, во вре­мена Арташеса, внука Валаршака, жил один из потомков Гелама, юноша по имени Вараж удачливый в охоте на оленей, серн и кабанов, метко попадавший в цель. Арташес назначает его началь­ником царской охоты и отводит ему селения у берегов реки, име­нуемой Храздан. Говорят, что дом Варажнуни происходит от него.

↑ Перейти к: 1 2 3 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

И вот, один из его потомков, упомянутый именитый и доблестный Аран, и был на­значен парфянином Валаршаком наместником-десятитысячником. Говорят, что племя утийцев и княжества гардманцев, цавдейцев и гаргарцев происходят от его отпрысков.

↑ Перейти к: 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 204-205

The Princes Gnt'uni, traditionally ascribed a Canaanite origin and the office of Master of the Wardrobe of Great Armenia, were sovereign in Nig (Abaran), in the Kazal valley, in Ayrarat, which they received from King Tiridates II (217-252), as is attested by a contemporary inscription.

↑ Перейти к: 1 2 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 7

Одевающим себя (он назначает) Дзереса, потомка хананейцев, и род его, не ведаю по какой причине, наименовывает Гнтуни.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 205

The Princes Gnuni were a branch of the same Orontid line as the Artsrunis and claimed, like them, the descent from Sennacherib of Assyria

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 205

They were enfeoffed, moreover, succeeding in this the House of Anzitene after 363, with the office of Seneschal (and perhaps also that of Great Butler) of Armenia.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 7

(Имя рода) Гнуни я мыслю как «гини уни», ибо он изготовлял напитки, предназначенные для царя. Интересно, что (название) дела мужа совпадало с его име­нем, ибо, будучи приготовителем царских напитков из отборных и вкусных вин, он в то же время носил имя Гин. Говорят, Валаршак немало потешался над этим и определил его род в число нахарарских.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 203-204

The Princes of Colthene, on the Siunian border of Vaspurakan, on the left bank of the Araxes, were traditionally ascribed a descent from the - Haykid - House of Siunia. Actually, however, they appear to have been a Bagratid branch.

↑ Перейти к: 1 2 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

Что до родов Рштуни и Голтнеци, то по найденным мной сведениям они действительно ответвились от Сисакова племени.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 218

The Gregorids were traditionally ascribed the descent from the Iranian house of Suren-Pahlav, and through it from the Iranian Arsacids, and were the family of the Apostle of Armenia, St. Gregory the Illuminator, and of his descendants, holding quasi-hereditarily the position of chief prelates of the Church in Armenia.

↑ Перейти к: 1 2 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 28

Повествуют, что святой Григор происходит от Суренова Пахлава, а Камсараканы — от Каренова пахлава.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

Наместничество северного края, расположенного против горы Кавказа, он поручает великому и могучему роду и присваивает его родовладычеству титул бдеашха Гугаркского. Этот род про­исходит от Михрдата, нахарара Дария.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 47

Что до Нерсеса, сына Гисака, сына его кормилицы, то, учредив для него (нахарарский) род, он присваивает ему, по подвигу отца, имя Димаксеан, ибо, как мы уже говорили, тому мечом снесли половину лица, когда он за­щищал Арташеса.

↑ Перейти к: 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 220

The Princes Dziunakan, ruling a State in Ayrarat and invested according to tradition with the office of Master of the Summer Palaces of Great Armenia, are presumable Kamsarakan cadets.

↑ Перейти к: 1 2 3 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 7

Скажу, что Спандуни (были назначены) над бойнями, Хавнуни же — сокольничими и ловцами соколов, ибо жили в лесах. И да не сочтешь болтовней, что Дзюнаканы были сторожами летних резиденций и поставщиками снега, а затем в качестве царской челяди были переведены в сословие азатов.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 220

The Princes Entsayatsi reigned in Entsayats'- or Andzahi-dzor, with the Castle of Kotor, in Vaspurakan, which appears to have been an appanage of the Mardpets, and so they may have been a cadet branch of the House of Mardpetakan.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 204

Тhe Princes Eruanduni were, as their dynastic patronymic asserts, Orontids, with the State, which derived its name from them, situated east of Van and north of Andzewats'ik.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 219

The Princes of Zarewand (Zarehawan) belonged to the same Orontid, traditionally Haykid, line as the Princes Arawenean and Vahewuni, though they may also have been a subdivision of the Artsrunis [

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 31

Далее в песне сказывалось, что Вахагн сражался с драконами и победил их и приписывались ему некото­рые подвиги, очень похожие на Геракловы. От него (родился) Араван, от того — Нерсех, от того — Зарех. От потом­ков последнего и происходят роды, называемые Зарехаванеан.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 206

The Princes K'ajberuni were dynasts of the territorialized remnant of the Kashka people in western Armenia.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 10

Подчинив их, Хайк строит там дом — господское обиталище — и отдает в наследствен­ное владение Кадмосу, сыну Араманеака.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

А в восточном краю, вдоль границ армянской речи (он назначает) двух наместников-десятитысячников, из среды родовладыческих домов Сисакеанов и Кадмеанов, имена которых мы приводили в одной из предшествующих глав.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 206

The Princes Kamsarakan, also called Arsharuni from one of their princedoms, claimed descent from the Karin-Pahlav branch of the Iranian Arsacids and as such enjoyed the position of Princes of the Blood in Armenia.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 209

The Princes Mamikonean (the Mamikonids) claimed descent from the Emperors of China and bore the gentilitial title of Chenbakur, but appear to have been the immemorial dynasts of Tayk.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 81

Арташир, сын Сасана, скончавшись, оставил царство своему сыну Шапуху. В его дни, говорят, пришел в Армению предок рода Мамиконеанов с северо-востока, из благородной и великой страны и от первого среди северных народов, а именно — ченов.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 216

The Princes Manawazean reigned in the territory of the fortress-city of Mana(wa)zkert in the upper valley of the Arsanias, north of the State of the House of Bznuni and west of that of the House of Apahuni, together with which two houses they traditionally formed one - and celebrated - line of the divine House of Hayk; they were, accordingly, of Urartian, probably royal, origin.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 212

The Princes Mandakuni, reigning in the canton of Arshamunik, in Turuberan, appear to have been the dynasts of a remnant of the Mannean (Manda) enclave in western Armenia. The Manda and the Sala peoples are mentioned as neighbors in the Hittite records, and so are, in the Armenian sources, the Houses of Mandakuni and of Slkuni.

↑ Перейти к: 1 2 Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

Но мы запамятовали также свирепого мужа Слака, о кото­ром не могу сказать в точности, был ли он потомком Хайка или происходил от более древних жителей этой страны, о существо­вании которых повествуется в старинных преданиях; так или иначе, это был храбрый муж. Валаршак поручает ему охранять с немногими людьми гору, охотиться на козлов; они стали называть­ся Слкуни. В подобных же обстоятельствах оказался неотступный Миандак; от него происходит род Мандакуни.

↑ Перейти к: 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 169

The office of Grand Chamberlain was, moreover, conjoined with the dignity of mardpet, so that the terms hayrutiwn (Grand Chamberlainship) and mardpetutiwn (Mardpet-dom) became synonymous. The dignity in question was originally a gentilitial title which denoted the dynastic princes of the tribe of the Mardians. These represented a Caspio-Median or Matianian Mannaean enclave in Armenia, south of the Araxes and east of lake Van, with Mardastan, on the eastern shore of that lake.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 7

Он учреждает четыре полка для охраны царского дворца, в каждом по десять тысяч воинов — из того же древнего семени царей, что произошло от нашего предка Хайка; они-то, унаследо­вавшие от отцов в разное время деревни и дастакерты, и называ­лись подлинным останом. После, при Персидском царстве, как я слышал, были составлены другие полки и названы останом, не знаю, однако, потому ли, что прежний род иссяк или же был истреблен по случаю возмущения. Вместо тех были сформирова­ны полки, царские (лишь) по названию. Приказывает также оскопить евнухов из того же рода и (назначает) их родовладыкой Хайра, правителя земель от Атрпатакана до Чуаша и Нахчавана; и был он достойным родовладыкой.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 8

Вслед за упорядочением царского дома следует назначение вторым (лицом) в государстве одного из потомков Аждахака, царя маров, которых ныне называют Мурацеанами. Ибо родовладыку этого рода называют не «владетелем Мурацеанов», а «владетелем марцев».

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 213

The Princes Rshtuni were sovereign over the homonymous canton on the southern shore of lake Van, with the capital city of Vostan, the island fortress of Alt'amar, and Tosb, once the Vannic capital of Tushpa, as well as over the princedom of the extinct Bznunis across the lake. Traditionally ascribed the divine Haykid origin, the Rshtunis, whose dynastic patronymic is connected with the Vannic royal name of Rusha (Rusa) and whose State occupied the nucleus of the old Vannic empire, appear to have been of royal Urartian origin.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 213

The Princes Rop'sean were traditionally a cadet branch of the royal house, being descended from a King of Armenia's subsequent marriage with a Roman lady named Rufa.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 64

Кесарь Лукиан в то время строил храм в Афинах. После смерти Пероза он с большой армией двинулся в Средиземье, занял Армению и освободил Тиграна. Он отдал ему в жены деву Ропи из своего окружения, которую Тигран по прибытии в Армению отпустил. Он отказался признать рожденных ею четырех юношей и учредил для них род Ропсеан по имени их матери Ропи, поста­вив во главе его родовладыкой старшего из отроков и включив его в число прочих нахарарств, дабы они не именовались Аршакуни.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 12

Здесь он родил своего сына Сисака, мужа возвышенного, статного, благообразного, красноречивого и отлич­ного лучника. Он передает ему большую часть своего имущест­ва и множество рабов и устанавливает пределы его наследственно­го владения от озера на восток, до той (части) равнины, где река Ерасх, пробив годные скалы, протекает через длинные и узкие теснины и со страшным грохотом низвергается в долину. Сисак, поселившись здесь, плотно обстраивает пределы своего обитали­ща и называет страну по своему имени Сюником; персы с боль­шей точностью называют её Сисаканом. Впоследствии Валаршак, первый царь Армении парфянского происхождения, найдя достой­ных мужей из числа потомков Сисака, поставил их владетелями страны; это и есть род Сисакан.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 215

The Princes Slkuni were the dynasts of the territorialized remnant of the Sala people of the Hittite records, in Turuberan, and close neighbors of the Mandakunis.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 221

The Princes Spanduni ruled a State in Ayrarat and were, apparently, still another branch of the Kamsarakans.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 2, гл. 47

Рассказывают, что в эти же дни Арташес учредил (нахарар­ский) род для сыновей Тура, юношей числом пятнадцать, и (нарек его) по имени их отца Труни, но не за какие-либо доблестные де­ла, а лишь за доносительство их отца, которое тот совершал, (передавая вести) из царского дома Смбату, ибо он был близок Ерванду, который и убил его за это дело.

↑ Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 221

The Princes Hawenuni, according to tradition Grand Faulconers of Armenia, ruled the homonymous canton in Ayrarat on the left bank of the middle Araxes, east of Abeleank', and seem to have been, like the Abeleans and the Gabeleans, a cadet branch of the House of Kamsarakan.

↑ Перейти к: 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 208

The Princes Khorkhoruni, bearing the gentilitial title of Malkhaz and traditionally ascribed the descent from the divine House of Hayk, as well as the office of Commander of the King's Bodyguard, were dynasts of the territorialized remnant of the Hurrian nation - Khorkhorunik or the Malkhaz dom, as it was called after the family title - which was situated in the valley of the Arsanias, northwest of lake Van.

↑ Мовсес Хоренаци, "История Армении", кн. 1, гл. 12

Тот оставляет в упомянутом Харке двоих из своих братьев — Хора и Манаваза вместе со всем их людом и скарбом, а также База, сына Манаваза. Хор размножает­ся на северной стороне и основывает там свои селения; от него, говорят, произошел великий нахарарский род Хорхоруни, мужи доблестные и именитые; столь же отменны и те из них, что живут в наши дни.


Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Армянское_дворянство&oldid=82864532»
Категория: Дворянство АрменииСкрытые категории: Википедия:Статьи, подозреваемые в наличии оригинальных исследований с мая 2011 годаВикипедия:Статьи, нейтральность которых поставлена под сомнение
Просмотров: 290 | Добавил: oooo_81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close