Главная » 2017 » Июль » 11 » Асимметричность информации
02:28
Асимметричность информации
[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Перейти к: навигация, поиск

Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Содержание
 [скрыть] 

1 Теория
2 Понятие асимметричной информации
3 Рынки с асимметричной информацией
4 Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования
5 Проблемы
6 Примечания
7 Литература

Теория[править | править вики-текст]
Впервые это свойство было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, озаглавленной «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале «Американское экономическое обозрение».
Джордж Акерлоф в своей работе[1] в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться даже для товаров с идеальным качеством. Возможны такие варианты развития ситуации, в которых подобный рынок полностью исчезает.
Преследуя свои цели, нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.
Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.
Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии.
Майкл Спенс предположил, что окончание, к примеру, института служит надёжным опознавательным сигналом — данная персона способна к обучению. Ведь окончить институт проще для того, кто способен учиться и, следовательно, подходит данному нанимателю. И наоборот, если человек не смог окончить институт, его способности к обучению весьма сомнительны.
Понятие асимметричной информации[править | править вики-текст]
Одной из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Асимметричная информация — ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают остальные участники сделки.
Рынки с асимметричной информацией[править | править вики-текст]
Рынки с асимметричной информацией — это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других. Как правило, продавец продукта знает о товаре больше, чем покупатель. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары будут вытеснять высококачественные с рынка. Это явление принято определять как отрицательный отбор. Он состоит в том, что в условиях асимметричной информации участники сделок отличаются в худшую сторону от тех, кто в них не участвует. Пример: рынок страхования. Риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Страховые компании поднимают цену страховки, чтобы снизить количество страхующихся здоровых людей.
Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования[править | править вики-текст]
Отрицательный отбор на рынках с асимметричной информацией приводит к вытеснению качественных товаров товарами более низкого качества. Тем самым рынки качественных товаров находятся под угрозой и могут исчезнуть. Отсюда следует непременная необходимость борьбы с асимметрией рынка. Для снижения эффекта отрицательного отбора используются различного рода рыночные сигналы, которые стремятся к обеспечению реализации двух принципов:

Принцип труднодоступности подделки, то есть сигналу участника рынка будут доверять другие участники, если его очень сложно (или нецелесообразно) подделать.
Принцип полного раскрытия. Если одни лица используют сигналы, соответствующие благоприятной информации о них, то их соперники будут вынуждены раскрыть свою информацию, даже если она не настолько благоприятна.

Кроме работы по стандартизации и сертификации, огромное влияние на рынок оказывает репутация фирмы как поставщика продукции высокого качества. Государство должно всячески содействовать возникновению и развитию фирм, которые заботятся о качестве продукции.
Проблемы[править | править вики-текст]
Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);
проблема риска недобросовестности (moral hazard);
проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

Примечания[править | править вики-текст]

↑ «Рынок „лимонов“: неопределенность качества и рыночный механизм»

Литература[править | править вики-текст]

Курс экономической теории. Учебник. Под ред. Чепурина М. Н. и Киселевой Е. А. 6-е изд., доп. и перераб. — Киров: «АСА», 2007.
Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. — С.-Пб., 1992.
Макконелл К., Брю С. Экономикс. 14-е издание. — М.: «Инфра-М», 2002.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М., 2000.
Тарасевич Л. С., Гальперин В. М., Игнатьев С. М. 50 лекций по микроэкономике. Лекция 49. Асимметрия информации

Для улучшения этой статьи желательно:

Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
Викифицировать статью.


Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Асимметричность_информации&oldid=85984794»
Категории: Экономические концепцииЭкономические терминыНеоинституционализмАсимметричность информацииОграниченная рациональностьСкрытые категории: Википедия:Статьи без сносокВикипедия:Статьи к викификации
Просмотров: 324 | Добавил: oooo_81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close