01:45 Евстратий Печерский | |
[править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Евстратий Печерский Икона святого конца XIX века Рождение Киев Смерть 28 марта 1097(1097-03-28) Херсонес Таврический Почитается в Православной церкви В лике преподобномученика День памяти в Православной церкви — 28 марта (по юлианскому календарю) Подвижничество мученическая смерть Лубок святого Евстра́тий Пече́рский (Евстратий Постник; ?, Киев — 28 марта 1097, Херсонес, Византийская империя) — святой Русской православной церкви, преподобномученик. Весной 1097 года в Херсонесе еврейский купец купил у половцев группу захваченных ими близ Киева пленников, среди них оказался монах Киево-Печерской лавры Евстратий Постник, который вскоре умер в плену (согласно преданию — убит хозяином за нежелание отказаться от Христа)[1]. Церковь объявила Евстратия святым, «умученным на Пасху жидами». Итогом этого скандала стали казнь главы города и купца, а также изгнание из города всех еврейских торговцев и конфискация их имущества. Оценки гибели Евстратия вызывают разногласия как в религиозной, так и в научной среде в связи с явной антииудейской позицией жития святого и параллелей с кровавым наветом на евреев. Содержание [скрыть] 1 Житие 2 Современные оценки 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки Житие[править | править вики-текст] Согласно житию святого, опубликованному в Киево-Печерском патерике[2], Евстратий происходил из богатого киевского рода. Раздав всё имущество бедным, он постригся в монахи Киево-Печерского монастыря[3] (около 1076 года[4]) и поступил к Антонию. Там он за воздержание, воспитанное им ещё с молодости, получил прозвище Постника[5]. В 1096 году на Киев совершили набег половцы во главе с ханом Боняком и, захватив монастырь, продали[3] Евстратия херсонесскому купцу-иудею[4] вместе с другими пленниками — 30 монастырскими рабочими и 20 другими киевлянами. По легенде, хозяин путём жестокого обращения пытался заставить рабов отречься от Христа. Однако Евстратий убеждал остальных не принимать еды и питья от иноверцев и не поддаваться на уговоры[5]: «Не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную»[6]. После отказа хозяин подверг рабов пытке голодом, и все они, кроме Евстратия, который имел богатый опыт постничества, умерли[4] в течение десяти дней. Евстратий же прожил без воды и пищи 14 дней[4]. Тогда хозяин распял Евстратия на кресте в день иудейской пасхи, а затем убил, проткнув копьём. Перед этим Евстратий, благодаривший Бога за такую смерть, был подвержен издевательствам со стороны зрителей-евреев, на что ответил: «Придет на вас отомщение за кровь мою и за кровь замученных вами христиан»[7]. По церковной традиции считается, что Евстратий умер 28 марта 1097 года[5]. Согласно легенде, тело Евстратия бросили в море, откуда оно было извлечено и похоронено в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры[8], где мощи святого лежат и в настоящее время. Частицы его мощей хранятся в храме преподобномученика Евстратия Печерского в Терновке (Крым). Смерть Евстратия, по-видимому, известного в городе человека, а также большого числа других людей, вызвала волнение среди населения[8]. Эпарх Херсонеса (крещёный иудей) был казнён по указу императора вместе с купцом, купившим монаха. Историк Джошуа Старр пишет, что казнены были также руководители еврейской общины. Итогом этого скандала стало изгнание из города всех еврейских торговцев и конфискация их имущества[9][10]. Память Евстратия Печерского отмечается 28 марта (10 апреля)[3][8]. Современные оценки[править | править вики-текст] См. также: Кровавый навет в России Академик Геннадий Литаврин полагал, что составитель патерика опирался на два письменных источника: древнерусский о событиях в Киеве и греческий — о событиях в Херсонесе. Источник, по мнению учёного, «свидетельствует о традиционных симпатиях крымских греков — подданных Византии — к своим русским единоверцам». Именно греки-херсониты выступили инициаторами приобщения Евстратия к лику святых[5]. Доктор исторических наук ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Владимир Петрухин также относит этот сюжет к византийско-хероснесской традиции, поскольку с Русью в нём связан только сам зачин — пленение Евстратия[11]. Н. М. Богданова делает следующие выводы из содержания легенды:[5] Еврейские купцы приезжали в Херсонес за невольниками и зимовали там в ожидании открытия навигации. Согласно источнику, который может быть тенденциозным в данном вопросе, еврейские купцы монополизировали такую торговлю. «Слово» осуждает не саму работорговлю, а продажу христиан иноверцам. С первым и третьим выводами согласен также Литаврин[5]. Как указывает киевский исследователь А. Е. Бартош, византийским евреям запрещалось владеть рабами-христианами, но на практике этот закон часто не выполнялся, особенно в отдалённых провинциях[12]. Оспаривая утверждение Барташа, историк античного и средневекового Крыма кандидат исторических наук Илья Сергеев утверждает, что «корсуньский епарх действительно разрешил соплеменникам покупать христиан и обращать их в рабство». Сергеев, отмечая, что православная Византия того времени была гигантским рынком потребления славянских рабов, считает, что иудейский торговец пытался достичь равенства в своём социуме. По его оценке, расправа с иудейскими торговцами была «зачисткой» рабовладельческого рынка Корсуни от конкурентов и способом пополнения императорской казны[13]. Почитание мощей Евстратия Печерского специалисты полагают первой попыткой кровавого навета на евреев на территории будущей Российской империи. Доктор филологических наук Александр Панченко и Владимир Петрухин отмечают параллели между легендами о Евстратии и Вильяме Норвичском. Они связывают эти события, происходившие в одно время на противоположных полюсах христианского мира с религиозными настроениями периода первых крестовых походов с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией[14][15][16][17]. Петрухин считает, что еврейский погром в Киеве в 1113 году был следствием подобных наветов[18]. В конце XX века были сделаны неоднократные попытки склонить церковь к деканонизации Евстратия в связи с явной антииудейской позицией его жития и повествования о нём в целом. Попытки эти предпринимались как представителями еврейских общин и еврейскими религиозными деятелями[1], так и самими христианами. Православный священник-экуменист Александр Мень резко выступал за деканонизацию святого, о чём написано во многих его статьях. В интервью, данном журналу «Евреи в СССР»[19], Мень высказался за деканонизацию русских православных святых преп. Евстратия Печерского и мученика Гавриила Белостокского, а также за пересмотр православных богослужебных текстов с целью изъятия из них «выпадов» против евреев[20]. Примечания[править | править вики-текст] ↑ Показывать компактно ↑ Перейти к: 1 2 Кротов Я. Г. Евстратий Печерский. Словарь святых. Проверено 9 декабря 2009. Архивировано 20 августа 2011 года. ↑ Слово 16. О блаженном Евстратии-Постнике. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Проверено 28 февраля 2015. ↑ Перейти к: 1 2 3 Полный православный богословский энциклопедический словарь. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1912. — Т. I. — С. 828. ↑ Перейти к: 1 2 3 4 Кремлевский, 1904, с. 239. ↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 Литаврин, 2001. ↑ Дьяченко Г. 10 апреля — память преподобного Евстратия Печерского, в Ближних пещерах // Православная газета. — Екатеринбург: Екатеринбургская епархия РПЦ, 2007. — № 14. ↑ Кремлевский, 1904, с. 239—240. ↑ Перейти к: 1 2 3 Кремлевский, 1904, с. 240. ↑ Украина. Евреи на территории Украины до конца XVIII века — статья из Электронной еврейской энциклопедии ↑ Starr J. The Jews in the Byzantine empire 641—1204. — 1939. — P. 9. — 266 p. ↑ Петрухин В. Я. Евстратий Постник и Вильям из Норвича - две "пасхальные" жертвы // Праздник-обряд-ритуал в славянской и еврейской культурной традиции : сборник статей. — М.: Сэфэр, ИНСЛАВ РАН, 2004. — Вып. 15, Академическая серия. — С. 85. — ISBN 5-98231-002-8. ↑ Бартош, А. Е. Херсонес и Тмутаракань — места духовного подвига преподобных отцов печерских / А. Е. Бартош // Софія : Культурологічний журнал . — 01/2005 . — N1 . — С.136-145 ↑ Ильченко С. Евстратий Постник: Жертва иудеев или православной Византии?. Свободная Пресса (16 апреля 2011). Проверено 29 июня 2015. ↑ Басин Я. З. Миф о кровавом навете и современное православие // Заметки по еврейской истории. — декабрь 2012. — № 12 159). ↑ Панченко А. А. Кровавый навет // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М.: ОГИ, 2004. — С. 167. — 544 с. — ISBN 5-94282-263-8. ↑ Белова О. В., Петрухин В. Я. Миф 3. «Кровь на нас и на детях наших…» Религиозные наветы в книжной и устной традиции славян // «Еврейский миф» в славянской культуре. — Москва; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2008. — С. 225. — 568 с. — (Эхо Синая). — ISBN 978-5-93273-262-8. ↑ Панченко А. А. К исследованию «еврейской темы» в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. — № 104. ↑ Петрухин В. Я. К дискуссии о евреях в Древней Руси: национальный романтизм и «улыбка Чеширского кота» // Ab Imperio. — 2003. — № 4. — С. 656. — ISSN 2166-4072. ↑ № 11, 1975 г. ↑ Карелин Ф. О домостроительных пределах богоизбранности еврейского народа // О богословии протоиерея Александра Меня. — Житомир: NI-KA, 1999. Литература[править | править вики-текст] Кремлевский А. М. Евстратий, преподобномученик Печерский // Православная богословская энциклопедия / Под ред. проф. А. П. Лопухина. — СПб., 1904. — Т. V. Литаврин Г. Г. Киево-Печерский патерик о работорговцах-иудеях в Херсоне и о мученичестве Евстратия Постника // Византия и славяне : Сборник статей. — СПб: Алетейя, 2001. — С. 478-495. Лопухина Е. В., М. В. П., Черномаз И. Б. Евстратий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVII. — С. 329-331. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1. О блаженном Евстратии-постнике. Слово 16 // Памятники литературы Древней Руси: XII в / сост. и общая ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёва. — М.: Худож. лит., 1980. — С. 488—491. Ссылки[править | править вики-текст] Кротов Я. Г. «Словарь Святых» Житие Евстратия Печерского (текст и аудиоверсия) [показать] Кровавый навет в Российской империи Судебные дела Сенненское дело • Гродненское дело • Велижское дело • Мултанское дело • Саратовское дело • Кутаисское дело • Дело Блондеса • Дело Бейлиса • Фастовское дело Почитаемые мощи Евстратий Печерский • Гавриил Белостокский Прочие публичные обвинения Записка о ритуальных убийствах • Книга монаха Неофита • Кишинёвский погром • Расстрел царской семьи Персоналии Ипполит Лютостанский • Гавриил Державин • Николай Хованский • Павел Крушеван • Георгий Чаплинский • Оскар Виппер • Алексей Шмаков • Георгий Замысловский • Иван Сикорский • Иустин Пранайтис Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Евстратий_Печерский&oldid=84782842» Категории: Персоналии по алфавитуРодившиеся в КиевеУмершие 28 мартаУмершие в 1097 годуУмершие в СевастополеСвятые по алфавитуПреподобномученикиРаспятыеПреподобные Русской ЦерквиПохороненные в Киево-Печерской лавреСвятые УкраиныКровавый наветСкрытые категории: Страницы, использующие волшебные ссылки ISBNВикипедия:Статьи с переопределением значения из ВикиданныхВикипедия:Добротные статьи:Религиозные деятелиВикипедия:Добротные статьи по алфавиту | |
|
Всего комментариев: 0 | |